Принципиально важно извлекать сырье из северных месторождений по максимуму, а не довольствоваться малой долей для получения сиюминутной прибыли. Требуется максимальная ресурсоэффективность добычи. Надо, чтобы технологии, применяемые здесь, были природосберегающими, инновационными, позволяющими извлекать не 30% нефти из земного пласта, а в два раза больше. Кроме того, у нас практикуется низкий уровень переработки ресурсов. Поэтому основные инновационные операции должны быть сосредоточенны в переработке первичного сырья.
Поскольку исчерпаемость запасов нефти и газа вполне реальна, актуальным направлением становится поиск альтернативных и возобновляемых источников энергии. Одним из видов такой энергии является сила течения рек. Внедрение речных турбин для обеспечения малых и отдаленных поселков электроэнергией было бы хорошей альтернативой дорогостоящему завозу дизельного топлива в районы Крайнего Севера.
Российскому Северу нужна стратегия, которая превратит этот край в исторически короткие сроки в передовой, динамично развивающийся регион с устойчивой инновационной экономикой и развитой социальной сферой, на длительную перспективу надежно обеспечивающий потребности России в природных ресурсах и высоких технологиях.
Для перехода к социально ориентированной инновационной экономике в России необходимо:
1. Поддержка инновационного развития и рост спроса на инновации в экономике;
2. Развитие фундаментальной науки;
3. Развитие инновационной инфраструктуры в стране;
4. Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему;
5. Реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив;
6. Формирование новой инновационной культуры в обществе и повышение статуса инноватора.
Стратегическое значение Арктики для России возрастает. В перспективе она станет для нашей страны ресурсной базой. Таким образом выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами России в этом регионе и его спецификой. До сих пор северные регионы сильно отстают от других регионов в развитии транспортной инфраструктуры. Развитие экономики, в том числе использование природных ресурсов, обеспечение жизнедеятельности населения арктических регионов невозможно без принятия мер по сохранению и развитию Северного морского пути, в таких направлениях как:
· Обновление морского и речного флотов, парка воздушных судов
· Модернизация портовых сооружений и оборудования
· Поддержание на необходимом уровне навигационного- гидрографического, гидрометеорологического, авиационного обслуживания и средств связи.
Также для развития региона необходимо учитывать сотрудничество с другими государствами по вопросам налогового и таможенного регулирования, использование ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, регулирование условий и порядка перевозки грузов по Северному морскому пути иностранными судами. Необходимо рассмотреть возможность разработки и реализации совместных проектов российской Федерации и других стран участниц СНГ, использующих природные ресурсы арктической зоны России, направленные на социальное и экономическое развитие арктических регионов.
Из всех континентов только Арктика и Антарктика наиболее тесно связаны с будущим человечества в качестве её природной базы и источника запасов сырья и ресурсов.
Переживаемый сегодня глобальный финансово-экономический кризис не должен стать могильщиком инновационного пути развития Севера и всей российской экономики. Исторический опыт подсказывает, что наиболее удачный путь выхода из кризиса для любого государства – прорыв в технологиях, способных привести к повышению производительности труда. А новые станки, новое оборудование и, конечно, новая квалификация работников.
Инновационный процесс в значительно большей степени, чем процесс индустриального производства, зависит от человечески отношений. Инновации рождаются только при готовности всех действующих лиц к сотрудничеству, при подлинно командной работе всех участников процесса – бизнеса, власти, гражданского общества.
В условиях экономического кризиса, государству следует оказывать поддержку только таким экономическим проектам, которые соответствуют стратегии развития региона и прошли обязательную комплексную оценку. Инновационная стратегия- самый надежный путь, по которому наша страна может выйти из экономического кризиса.
Еще по теме:
Растительность умеренного пояса
Вечнозеленые леса Леса умеренного пояса подразделяет на три подзоны: 1) вальдивийскую (до 42-43° ю.ш.); 2) патагонскую (до 47-48° ю.ш.); 3) магелланскую или субантарктическую (крайний юг). Как видно, на территорию Среднего Чили, заходят только вальдивийские леса, в которых к преобладающим антарктич ...
Внешнеэкономические связи
ТАБЛИЦА ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ В 2005(6) г. Чехия (2005) Польша (2006) Беларусь (2006) Экспорт, млрд. долл. 89,34 110,7 19,61 Импорт, млрд. долл. 87,7 113,2 21,12 Торговое сальдо, млрд. долл. 1,67 -2,5 -1,51 ТАБЛИЦА ОСНОВНЫЕ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ В 2006 г. Товары экспортируемые импортируемые Чехия · ...
Специализация промышленности
1. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками ж ...