В 1957 г. диктатор Г. Рохас Пинилья был свергнут, власть перешла к гражданскому правительству. Страна столкнулась с целым клубком политических, экономических и социальных проблем. Правительство решило, что ключом к их устранению должны стать стабилизирующие реформы, ориентированные на дальнейшее развитие страны. Исходя из этой главной цели были отвергнуты радикальные реформы, способные спровоцировать насилие, как это часто случалось в XIX в. и первой половине XX-го века. В этот период одновременно проводились политические и экономические реформы. В политической сфере — переходе от авторитаризма к демократии, выделяют три этапа: 1. 1958—1974 it. Правление Национального фронта; 2. 1974—1991 it. Демонтаж паритетной системы и переход к представительной демократии; 3. 1991 г. — по настоящее время. Период формальной плюралистической демократии.
Колумбия дает интересный пример демократизации, смысл которой не сводился исключительно к демократии. Более того, на отдельных этапах демократизация, как это ни странно звучит, не только не была самоцелью, по и отодвигалась на второй план другими политическими задачами, главной из которых было достижение стабильности и предотвращение любых форм насилия. Тень гражданской войны нависала над страной и во второй половине нашего столетия, поэтому лидеры двух крупнейших политических партий — Либеральной и Консервативной — договорились не допускать враждебных действий в отношении друг друга и создать Национальный фронт. Им удаюсь убедить избирателей легитимно закрепить систему "ограниченной демократии" путем утверждения на плебисците 1 декабря 1957 г.
Система "ограниченной демократии" была полностью отменена только Конституцией, принятой 4 июля 1991 г. Основную задачу — стабилизировать политическую жизнь страны и направить ее в мирное русло — она выполнила. Однако политическая стабильность была не единственной целью, с которой увязывалась демократизация. Второй являлась экономическая модернизация. Опыт сопряжения демократизации и экономических реформ представляет особый интерес.
Уникальность опыта Колумбии заключается в том, что в течение долгого периода демократизации страна не только осуществляла экономические реформы, но и смогла мирно сменить одну модель — неокейнсианскую — на другую — неолиберальную, основанную преимущественно на монетаристских методах.
Колумбия — одно из немногих латиноамериканских государств, в которых политические и экономические реформы были проведены одновременно. В конце 50-х — начине 60-х, т.е. в первые годы демократизации, Колумбия проводила импортозамещающую политику на основе структурализма кейнсианского типа. В начале 70-х наблюдаются отход от данной стратегии и, что было характерно в целом для континента, смена ее на неолиберальную модель развития.
Колумбия показалта, что предпринимательский класс может сыграть самостоятельную гражданскую роль не только в развитых странах Запада, но и в модернизирующейся стране третьего мира.
Пример Колумбии подтверждает специфику Латинской Америки. До сих пор в сравнительной политологии и международной политической экономии преобладало видение национальной буржуазии развивающихся стран как монолитной группы слабых политических и экономических субъектов политики, которые зависят от авторитарных режимов, защищающих бизнес, основанный на коррупции.
Опыт Колумбии является еще одним примером того, что роль международного фактора приобретает новое качество, которое требует глубокого теоретического осмысления.
Воздействие международных отношений и мировой экономики на колумбийские реформы, как и на любые другие фундаментальные реформы во второй половине XX в., многогранно. Частично это подчеркивает и З.В. Ивановский, когда говорит, что "модернизация национальной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, значительно ускорившаяся в рассматриваемый период, наложили заметный отпечаток на облик всего колумбийского общества, в том числе и на политическую систему".
Еще по теме:
Численность населения
Площадь населенного пункта - 10,6 тыс. кв. км В районе 2 города, 14 сельских округов, 47 сельских населенных пунктов. В районе проживает 17,5% казахов, 77,7% русских, 1,4% немцев, 1,3% татар,1% украинцев, 0,3% белорусов, 0,1% узбеков, 0,7% другие национальности. Диаграмма 1. Численность населения П ...
Состав Канала Имени Москвы
В составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений. Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы явля ...
Национальные проблемы Канады
Национальные проблемы Канады Национальный состав населения Канады можно охарактеризовать как очень сложный и одновременно довольно простой. Сложен он потому, что эту страну населяют более 100 отчетливо выраженных этнических групп, говорящих на десятках разных языков. Среди них (по убывающей) англий ...