Однако главный момент активизации миграционных потоков был связан с быстрым развитием промышленности, ростом городов и других «строек всесоюзного значения», освоением целинных земель и осуществлением иных экономических проектов в 50-70-е гг. прошлого столетия – там, по описанию Н.В. Зверевой, где «местное население не обладало ни соответствующими навыками, ни необходимым уровнем социальной мобильности (в Средней Азии, Казахстане, Молдавии), а также в Прибалтике, где естественный прирост населения был так низок, что не мог обеспечить потребности быстро растущих городов в рабочей силе» [с. 165]. И хотя вектор миграционных потоков изменился уже в середине 70-х гг., тем не менее, к моменту распада СССР около 25,3 млн. этнических русских оказалось за пределами РФ.
Если в советский период соотечественники за рубежом рассматривались как чуждые, несогласные с политикой государства, а значит враждебные ему, и об оказании им какого бы то ни было содействия не велось даже речи, то в новых социально-политических условиях такая установка стала принципиально невозможной. Согласно выступлению директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России А.В. Чепурина, «отягощенное собственными экономическими трудностями в 1990-х годах, российское руководство "раскачивалось" и колебалось, прежде чем наконец проблемы соотечественников стали проблемами России, а работа на этом направлении начала приобретать конкретные очертания. Первой ласточкой явилось принятие Закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» в 1999 году».
Безусловно, законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» также следует отнести к данной группе, но они были направлены на решение узкого круга вопросов, касались лишь некоторых категорий людей, попадающих под определение «соотечественники за рубежом». Но главное, что и само это понятие получило трактовку лишь в законе 1999 г. Этот факт имеет особую значимость, так как и последующие нормативные акты, в том числе, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающим за рубежом, оперируют именно данным определением, имеющим достаточно противоречивое содержание.
Итак, согласно Ст. 1 ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»:
1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
2. Под понятием "соотечественники за рубежом" (далее - соотечественники) подразумеваются:
- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (далее – граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом);
- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР);
Еще по теме:
Краткий исторический очерк
Название государства происходит от названия племени белгов кельтского происхождения, населявшего эту территорию в начале нашей эры. В 54 до н.э. область на севере Галлии, соответствующая современной Бельгии, была завоёвана войсками Юлия Цезаря. После падения Западной Римской империи в V веке римску ...
Результаты исследования
Материалы типовых анкет Прежде всего, следует отметить, что, поскольку анкета заполняется лишь лицами, претендующими на получение свидетельства участника Госпрограммы, а все члены их семьи вписываются в эту анкету с указанием лишь некоторых их характеристик – таких как возраст, гражданство, професс ...
Характеристика экономического роста стран-лидеров в
контексте развития автомобилестроения
Страны-лидеры занимают одно из наиболее ведущих мест в мировом хозяйстве. В экономической стратегии правительств этих стран развитию внешнеэкономических связей отведенная ключевая роль с учетом высокой степени зависимости состояния экономики от результатов ее участия в международном товарообмене и ...