Проводимое же нами анкетирование позволит:
- выявить значимость данной программы для конкретной группы мигрантов;
- оценить качество информационного обеспечения потенциальных переселенцев и влияние на их позицию трудностей реализации;
- установить наиболее существенные трудности обустройства;
- установить уровень привлекательности Калужской области как региона-участника государственной программы;
- учесть предложения по совершенствованию программы непосредственных ее участников.
Этапы проведения анкетирования
I. Подготовка исследования (14-20 января 2008 г.):
- определение объекта и предмета исследования, осознание проблемных моментов и формулировка гипотез; составление формы анкеты;
- организация процесса исследования – согласование целесообразности и содержания анкетирования с научным руководителем Казаковой С. П., возможности его проведения – с руководителем по месту практики – начальником Отдела по делам соотечественником, работе с беженцами и вынужденными переселенцами Муратовым Р. Н.;
- оценка финансовых затрат;
- правка и тиражирование анкет.
II. Сбор информации (21 января - 12 марта): раздача и получение анкет.
III. Обработка полученных данных (1 - 13 марта):
- ручная обработка анкет;
- систематизация и графическое оформление результатов с помощью программы Microsoft Excel.
IV. Анализ полученных данных, сопоставление их с гипотезами исследования, формулирование выводов (13-17 марта).
Особенности анкетирования
Предлагаемая соотечественникам анкета состоит из 12 полузакрытых вопросов, в каждом из которых респондент может выбрать в качестве ответа один из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный и лишь последний 13 вопрос («Ваши пожелания, рекомендации по усовершенствованию программы или механизму ее реализации») имеет открытый характер.
Анкета имеет вводную часть, в которой респондент информируется о цели проведения исследования, его разработчике, правилах заполнения анкеты.
Вопросы в анкете расположены по временному критерию – от тех событий и проблем, с которыми переселенцы столкнулись при ознакомлении с программой до момента своего непосредственного переселения и оценки текущих трудностей обустройства.
Наличие «паспортички» в данном случае не предполагается, поскольку практически все соотечественники, принимающие участие в Госпрограмме, равны по своему юридическому статусу – являются иностранными гражданами (гражданство РФ есть лишь у 5,2 %), относятся к единой возрастной категории – трудоспособных лиц, такие же их социальные характеристики как национальность, гражданская принадлежность не имеют определяющего значения при ответе на поставленные вопросы. Однако интересным представляется сопоставление мнений людей различного образовательного уровня, финансового положения, но ввиду малого объема выборки ее градация не является целесообразной. Возможно, структурированная по данным критериям выборка может послужить объектом для последующих аналогичных исследований.
По принципу распространения данное анкетирование совмещает черты раздаточного и почтового. Согласно схеме реализации Госпрограммы, соотечественник, прибывая в регион вселения, регистрируется в территориальном органе ФМС. Здесь он получает анкету с инструкциями по ее заполнению и указанием сроков возврата – 2 недели со дня получения; возврат анкеты осуществляется по почте, для чего респонденту выдается и почтовый конверт. Необходимость заполнения конверта, вероятно, может вызвать у респондентов сомнения в анонимности анкетирования, что в некоторой степени может повлиять на характер их ответов; тем не менее, при анализе полученных материалов их авторство не учитывалось.
Всего было роздано 36 анкет, а получено обратно – 15. Процент возврата - 42 %.
Материальные затраты на проведение анкетирования:
- стоимость 1 комплекта раздаточного материала (файл + анкета на 2 печатных листах + почтовый конверт) – 17 руб.;
- общая стоимость тиража – 612 руб.
Еще по теме:
Внешняя миграция населения как фактор развития территории
Среди рассмотренных выше видов миграции населения выделяется внешняя миграция. Она не только изменяет территориальное распределение, но и количественные и качественные характеристики населения, а, следовательно, и трудовых ресурсов, определенным образом влияет на экономику региона, выступая тем сам ...
История Москвы
О зарождении великого русского города в старину пели: С мала ключика студёна потекла река , С невелика начиналась матушка Москва . …1147 год. Сын Владимира Мономаха, суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, послал своему союзнику и родственнику Новгород-Северскому князю Святославу приглашение ...
Теория территориально-производственных комплексов,
разработанная Н.Н. Колосовским
Под территориально-производственным комплексом понимается экономически обусловленное сочетание предприятий в одной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с экономическими условиями района, его транспортны ...