Австралия и Океания до Кука
Страница 1

Информация » Мореплаватели XVII-XVIII веков » Австралия и Океания до Кука

Дампир и его открытия

Большинство английских тихоокеанских плаваний конца XVII - начала XVIII в. Были пиратскими или – в «лучшем» случае – каперскими. Среди «джентельменов удачи», однако, нашлось несколько внимательных и точных наблюдателей, составивших описания своих скитаний по морям. И первым среди них следует отметить Уильяма Дампира, человека огромной любознательности. Он постоянно заносил в дневник сведения о природе и населении малоизвестных уголков Земли.

В 1680 году в составе отряда буканьеров (бежавшие с американских плантаций служащие европейского происхождения, ставшие морскими разбойниками, т.е. морскими пиратами) он пересек Панамский перешеек и участвовал в набегах на тихоокеанские берега Центральной и Южной Америки. По возвращении в Карибское море он несколько месяцев буканьерствовал, а потом около года проработал на табачной плантации в Виргинии.

Весной 1683 года Дампир становится моряком и под командой капитана Джона Кука от берегов Северной Америки переходит в Гвинейский залив. Здесь англичане захватили судно голландцев, что по законам всех стран расценивалось как пиратство, и на нем опять пересекли Атлантику, в юго-западном направлении. Огибая мыс Горн в середине февраля 1684 года, они попали в сильнейший шторм, отбросивший их к 60°30` ю.ш. Это позволило Куку и Дампиру доказать что, на достигнутой ими широте нет земли, и тем самым «отодвинуть» мифический Южный континент далее к югу.

В начале 1686 года Дампир перешел на другое судно буканьеров, 31 марта отплыл от мексиканских берегов на запад, побывал на островах Гуам и Минданао, в Южно-Китайском море. Тайфун, разразившийся у побережья Китая, отбросил корабль далеко на юг и 5 января 1688 года Дампир достиг северо-западного берега Австралии, северо-восточнее мыса Левек, высадился там и проник довольно далеко в глубь страны. Он не мог определить, остров это или материк, но выразил твердую уверенность, что в любом случае это не часть Азии. 12 марта он оставил этот материк и перешел в Индонезию. Почти 3 года провел он в Юго-Восточной Азии и в середине сентября 1691 года вернулся в Лондон, завершив, таким образом, кругосветное плавание. На родине он обработал свои материалы и в 1697 году издал «Новое плавание вокруг света». Собранные Дампиром данные о солености морских вод, величинах магнитного склонения и о взаимосвязи ветров и течений, а также составленная им карта ветровой циркуляции в южных морях дают основание считать его основоположником океанографии.

В конце 1698 года Дампир зачисленный на королевский флот, был назначен капитаном корабля «Роубак» и в начале следующего года отправлен исследовать Новую Голландию. Он находился в плавании, когда появилась его вторая работа – «Плавания и открытия». 1 августа 1699 года он подошел к Западной Австралии, но лишь на шестой день плавания удалось найти удобную якорную стоянку в заливе Шарк (название дано Дампиром). Но он не стал высаживаться на берег, а миновал открытый им маленький архипелаг и выполнил съемку побережья на протяжении 1800 км, включая западный берег полуострова, позже получившего название Земля Дампира. Во многих местах он исправил карту Тасмана и собрал точные сведения о природе. Он двинулся на северо-восток и 1 января 1700 года подошел к выступу Новой Гвинеи. Дампир открыл несколько мелких островов, в том числе Лонг-Айленд.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Природные ресурсы
В Турции сочетаются высокие, расчлененные ущелья и увенчанные снежными вершинами горные хребты с глубокими котловинами, обширные сухие нагорья с вечнозелеными приморскими равнинами, утопающими в богатой субтропической растительности. По характеру рельефа Турция — горная страна: средняя высота ее на ...

Экономика
В настоящее время основу экономики Саудовской Аравии составляет свободное частное предпринимательство. Между тем правительство осуществляет контроль за основными сферами экономической деятельности. Саудовская Аравия имеет самые большие запасы нефти в мире, считается крупнейшим экспортером нефти и и ...

Транспорт
Транспорт в Китае начал развиваться ускоренными темпами с 1949 года, пик развития пришёлся на 1980е годы. Строительство в КНР аэропортов, дорог и ж/д путей сильно увеличило занятость населения. Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24 % ж/д перевозок в мире и является одной из основных состав ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru