В ходе общественного развития происходит дифференциация членов общества в зависимости от их участия в разделенном труде.
Суть всякого разделения труда состоит в специализации производителя на выпуске какой-либо продукции в объемах, превышающих его собственную потребность, при одновременном отказе от производства другой (также необходимой данному производителю) продукции.
Экономический смысл указанного процесса заключается в том, что суммарные затраты всех производителей на данный объем всех видов продукции снижаются по сравнению с вариантом «универсального» производства отдельного производителя. Снижение производительных издержек каждого производителя на единицу выпускаемой продукции обеспечивается наличием благоприятных условий, к числу которых, помимо чисто индивидуальных свойств (например, физиологические способности человека), можно отнести и те «возможности», которыми располагает та или иная местность для изготовления определенного вида продукции (исторические, экономические и природные предпосылки развития производства).
Таким образом, непосредственным проявлением территориального разделения труда является специализация производства на определенной территории, т. е. территориальная специализация[1].
Территориальное разделение труда является частью более сложного процесса территориальной организации общественного производства. В реальной экономической действительности разделение труда проявляется не только в форме разделения труда между странами и районами (международное и межрайонное разделение труда), но и в форме разделения труда между разнородными отраслями, находящимися на территории данных стран и районов (межотраслевое или внутрирайонное разделение труда).
Комплексное развитие производства на территории, наряду с территориальной специализацией производства, - важнейшие закономерности процесса территориальной организации общественного производства. Образующиеся в результате действия этих закономерностей территориально-производственные системы разных типов представляют собой конкретные формы территориальной организации общественного производства.
Формирование в рамках страны или группы стран территориально-производственных систем разных типов оказывается принципиально возможным только при наличии производственно-экономических связей между ними. Этот вид территориальных отношений основан на взаимозависимости территориально-производственных систем от поставок сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.
Складывающаяся на этой основе система территориального обмена способствует превращению отдельных территориально-производственных систем в единую систему хозяйства страны, региона, мира. Каждая из них представляет собой, с одной стороны, достаточно целостное, относительно самостоятельное образование, с другой - является составной частью более общей системы территориальной организации общественного производства. Состав территориального обмена и другие его особенности в значительной мере определяются характером специализации, уровнем комплексности каждой территориально-производственной системы.
Территориальный обмен, т. е. взаимный обмен продукцией, произведенной в различных странах и районах, - еще одна категория, выражающая сущность территориальной организации общественного производства. В итоге можно констатировать, что результатом общественного разделения труда является процесс формирования территориально-производственных систем, представляющих собой особую форму организации общественного производства - территориальную организацию.
Под территориальной организацией общественного производства следует понимать такую форму его общественной организации, которая на основе территориального и отраслевого разделения труда образует на определенной территории системы технологически и экономически взаимосвязанных производств.
Еще по теме:
Потребности региона в железнодорожных перевозках
Главная транспортная артерия области – Восточно-Сибирская Железная Дорога (ВСЖД), проходящая в основном по южным районам. ВСЖД является частью Транссибирской магистрали. По ней ежегодно провозится около 70 млн. тонн груза. Общая протяженность железнодорожных путей составляет 2700 км. В том числе эл ...
Транспорт
Для междугороднего передвижения по острову можно воспользоваться внутренними авиалиниями, железной дорогой или автобусами. Авиабилеты лучше заказывать заранее – рейсы практически всегда заполнены до упора. Автобусы есть как государственные, так и частных компаний. Последние – самый доступный по цен ...
Назначение карты и требования к ней
Проектируемая интерактивная карта «Курорты Италии» создаётся для организованных туристов и экскурсантов. Она предназначена для знакомства с районом путешествия, ориентирования на местности, планирования пользователями как своего отдыха так и лечения. Исходя из назначения карты, она должна удовлетво ...