До 1950-х перевозка грузов внутри Саудовской Аравии осуществлялась в основном верблюжьими караванами. Построенная в 1908 Хиджазская железная дорога (1300 км, в т. ч.740 км по Хиджазу) не функционировала со времени Первой мировой войны. Для перевозки паломников использовалось автосообщение по тракту Неджеф (в Ираке) - Хаиль - Медина.
Начало добычи нефти полностью изменило экономику страны и обеспечило её быстрый рост. Толчком для быстрого развития послужило создание сети дорог, портов и коммуникаций. В 1970-е -1990-е создана разветвленная дорожная сеть, связавшая между собой обширные засушливые районы, расположенные в отдаленных частях страны. Крупнейшая автомагистраль пересекает Аравийский полуостров от Даммама на берегу Персидского залива через Эр-Рияд и Мекку до Джидды на берегу Красного моря. В 1986 было завершено строительство 24-километрового шоссе, проложенного по дамбе, соединившей Саудовскую Аравию и Бахрейн. В результате масштабного строительства протяженность дорог с твердым покрытием возросла с 1600 км в 1960 до более чем 44 104 км шоссейных дорог и 102 420 км грунтовых дорог в 1997.
Существенно расширилась железнодорожная сеть. Имеется одна железная дорога, связывающая Эр-Рияд через оазис Хуфуф с портом Даммам на Персидском заливе (571 км); в сер. 1980-х железная дорога была продлена до промышленного центра Эль-Джубайль, расположенного с северу от Даммама; в 1972 построена ветка от основной магистрали к Эль-Харджу (35,5 км). Общая протяженность железных дорог составляет 1392 км (2002).
В стране создана разветвленная сеть трубопроводов: протяженность трубопроводов сырой нефти - 6400 км., нефтепродуктов - 150 км., газопроводов - 2200 км (включая жидкого природного газа - 1600 км). Крупный трансаравийский нефтепровод соединяет нефтепромыслы Персидского залива с портами в Красном море. Основные порты в Персидском заливе: Рас-Таннура, Даммам, Эль-Хубар и Мина-Сауд; на Красном море: Джидда (через него идёт основная часть импорта и главный поток паломников в Мекку и Медину), Джизан и Янбу.
Внешнеторговые перевозки осуществляются главным образом морским путём. "Саудовская национальная компания морских перевозок" располагает 21 судном для транспортировки нефтепродуктов. Всего морской торговый флот насчитывает 71 судно грузоподъемностью 1,53 млн. т дедвейт (включая ряд судов, плавающих под зарубежными флагами).
Функционирует три международных (в Эр-Рияде, Джидде и Дахране) и 206 региональных и местных аэропортов и площадок для самолетов, а также пять вертолетных станций (2002). Авиационный парк - 113 транспортных и пассажирских самолетов. Воздушные линии авиакомпании "Сауди-Арабиен эрлайнс" связывают Эр-Рияд со столицами Ближнего и Среднего Востока.
Государственный бюджет. Бюджет Саудовской Аравии в 1993-1994 составлял 46,7 млрд. долл., в 1992-1993 - 52,5 млрд. долл., а в 1983-1984 - 69,3 млрд. долл. Подобные колебания явились следствием падения доходов от экспорта нефти, обеспечивающих 80% всех доходов государства. Тем не менее в 1994 финансовом году 11,5 млрд. долл. было выделено на строительные и ремонтные программы и 7,56 млрд. долл. - на развитие высшего образования, университетов, на развитие промышленности и на другие проекты развития, такие как улучшение засоленных почв и электрификация. В 2003 доходная часть бюджета Саудовской Аравии составляла 46 млрд. долл., а расходная - 56,5 млрд. долл., в 2000 доходная часть бюджета - 41,9 млрд. долл., расходная - 49,4 млрд. долл., в 1997 доходная часть бюджета - 43 млрд. долл., а расходная - 48 млрд. долл., дефицит бюджета составил 5 млрд. долл. Расходы в бюджете 1998 запланированы на уровне 47 млрд. долл., а доходы - 52 млрд. долл. Только с конца 1999 быстро выросшие цены на нефть позволили стране получить профицит в бюджете (12 млрд. долл. в 2000). Внешний долг страны сократился с 28 млрд. долл. (1998) до 25,9 млрд. долл. (2003).
Начиная с 1970 принимаются пятилетние планы развития. Пятый пятилетний план (1990-1995) был направлен на укрепление частного сектора, развитие образования, здравоохранения и социального обеспечения; им предусматривалось также увеличение расходов на оборону. Шестой пятилетний план развития (1995-1999) предусматривал продолжение экономической политики предыдущего периода. Основное внимание обращено на развитие экономической деятельности в секторах экономики, не связанных с нефтяной промышленностью, прежде всего в частном секторе, с особым акцентом на промышленность и сельское хозяйство. Седьмой пятилетний план (1999-2003) сконцентрирован на экономической диверсификации и усилении роли частного сектора в саудовской экономике. В течение 2000-2004 саудовское правительство намерено добиться среднегодового роста ВНП на 3,16%, с предполагаемым ростом 5,04% в частном секторе и 4,01% в секторах, не связанных с производством нефти. Правительство также поставило цель создать 817 300 новых вакансий для саудовских подданных.
Еще по теме:
Дымка, туман, мгла
Мы уже знаем, что воздух часто представляется замутненным вследствие наличия в нем загрязнений разного рода и мельчайших зачаточных продуктов конденсации. Эти аэрозольные примеси рассеивают проходящий свет и приводят к ухудшению видимости. Если помутнение воздуха невелико, оно называется дымкой. По ...
Политическое устройство
Шри-Ланка - унитарное государство с президентской формой правления. Согласно действующей конституции 1978 г., президент является главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Президент имеет право роспуска парламента, назначает премьер-министра и министров. Срок полномочий п ...
Значимость еды в китайской
кухне
Ни в одной другой стране не относятся к еде так трепетно, как в Китае, где кулинарная традиция - предмет культа и благоговейного почитания, а искусство кулинарии доведено до совершенства. На первый взгляд это может показаться парадоксальным. Народ, многовековая история которого связана с борьбой за ...