Экономика качества окружающей среды
Страница 1

Информация » Экономическая и социальная география » Экономика качества окружающей среды

Качество окружающей среды – характеристика состава и свойств окружающей среды. Нерегулируемый рынок и погоня за прибылью приводит к ухудшению качества окружающей среды.

Под загрязнением окружающей среды понимают нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления веществ и соединений. Основной источник загрязнения – это возвращение в природу массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человека. При этом следует различать количественное и качественное загрязнение. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах. Качественное загрязнение связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза.

Существует три пути решения природоохранительных проблем:

1) создание очистных сооружений;

2) разработка природоохранительных технологий;

3) рациональное размещение грязных производств.

В результате роста загрязнения окружающей среды началось массовое движение в защиту природы. Многие страны проводят государственную экологическую политику и политику природопользования. Эти мероприятия включают в себя разработку природоохранительных законов и создание природоохранительных органов окружающей среды.

В настоящее время разработаны международные программы защиты окружающей среды. В системе ООН существует специальная программа по охране окружающей среды ЮНЕП, которая объединяет все страны.

Один из путей охраны природопользования – штрафы за загрязнение окружающей среды (согласно теории внешних эффектов, в целях уравнения частных издержек загрязнителей с общественными). Другие методы – налоги, целевые субсидии и льготы (поощрительные методы).

Как правило, в общих вопросах, возникающих в связи с качеством окружающей среды, можно выделить несколько аспектов, частных вопросов:

· о величине интересующих характеристик (например, концентраций загрязняющих веществ) в конкретном месте (водном объекте);

· о величине и природе нормативов, установленных для этих характеристик;

· о свойствах обнаруженных загрязняющих веществ или других факторов воздействия – их опасности для человека и других организмов, возможных источниках, путях распространения и т.п.

В соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

За качеством окружающей среды в РФ следят следующие государственные организации: Росгидромет, Госкомэкология, Госсанэпиднадзор, Министерство природных ресурсов РФ.

Значительную часть нормативов качества окружающей среды составляют хорошо известные ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в той или иной среде. Важно отметить, что эти нормативы зависят не только от вещества и природной среды, но и от способа и времени воздействия на организм человека. Так, для содержания веществ в воздухе установлены нормативы для разового воздействия, постоянного воздействия, а также для рабочей зоны.

Нормативы воздействия на окружающую среду для хозяйственных объектов разрабатываются в форме проектов томов ПДВ и ПДС. Предельно допустимый выброс (ПДВ) – масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени. Предельно допустимый сброс (ПДС) – масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени. Нормы ПДВ и ПДС устанавливаются для каждого источника загрязнения на предприятии и для каждой примеси с учетом комбинированного воздействия.

Действующими нормативными актами определены два основных механизма, целью которых является учет воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду при принятии решений. Это экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. Эффективность природоохранных мероприятий рассчитывается по модели «затраты – выпуск». Борьба с загрязнениями должна быть экономически, социально и экологически выгодной.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Административное и государственное устройство
Франция разделена на 95 департаментов, включая особую территориально- административную единицу - Корсику, и 22 области (коммуны). Существует также деление на 37 исторических провинций. Кроме метрополии в состав Франции входят 4 заморских департамента: Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюнь ...

Политическое устройство
Шри-Ланка - унитарное государство с президентской формой правления. Согласно действующей конституции 1978 г., президент является главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Президент имеет право роспуска парламента, назначает премьер-министра и министров. Срок полномочий п ...

Речной транспорт
География речных путей Основные речные пути Центрального экономического района представлены такими реками, как Волга, Ока, Москва. Навигационные условия рек Естественный режим основных речных магистралей Центрального района характеризуется весенним половодьем (апрель — июнь), малой водностью в пери ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru