Для стабильного развития экономики страны, а также с целью постепенного экономического роста, необходимо развитие третичного сектора экономики, или сферы услуг. В Словакии постепенно возрастает роль сферы услуг, которая в основном развивается за счет туризма и транспортных услуг.
Сфера услуг занимает значительное место в словацкой экономике. Её удельный вес в создании ВВП постепенно растет: в 1997 г. он составлял 61,5%, в 2008 г. этот показатель достиг 64%, что свидетельствует о возрастании роли сферы услуг. К примеру, в Чехии третичный сектор составляет 58,7% ВВП, в Венгрии – 65%, Польше – 64,7%. Сфера услуг обеспечивает занятость 55,9% населения Словакии.[18]
Развитие сектора товарных услуг в 2005 г. проходило на фоне увеличения розничных продаж (на 5,8%), сопровождавшихся ростом числа занятых (на 0,5%) и уровня средней зарплаты (на 5,3%). Объемs оптовой торговли снизились на 5,4% при уменьшении числа занятых на 7,2% и росте зарплаты на 9,8%. [11,c.9]
Выгодное географическое положение Словакии в центре Европы способствует развитию транспортной инфраструктуры и, прежде всего, железнодорожному и автотранспорту. Следует отметить, что поступления от перевозок в 2008 г. в Словакии составили 2,7 млрд. долл., а расходы – 2,2 млрд. долл., что указывает на положительный баланс в транспортных операциях страны равный 422 млн. долл.
Словакия располагает разветвлённой сетью железных и автомобильных дорог. Протяжённость железных дорог составила в 2001 г. 3,7 тыс. км. Большинство магистралей являются участками международных транспортных коридоров, таких как Северо-западная Европа – Чехия – Куты – Братислава Стурово – Венгрия – Восточные Балканы, а также Братислава – Жилина – Черна-над-Тисою – Украина, поэтому полностью соответствуют международным стандартам. Словакия обладает также сетью качественных автомагистралей протяженностью 297 км. Они сообщаются с основными европейскими транспортными коридорами: коридор №4 (Берлин – Прага – Братислава – Будапешт – Стамбул), коридор №5А (Братислава – Жилина – Косице – Украина), коридор №6 (Гданьск – Катовице – Жилина). [22]
Удельный вес видов транспорта в общем объеме осуществляемых внутренних грузоперевозок: железнодорожный транспорт – 58,4%, автомобильный – 40%, водный и авиатранспорт – 1,6% (2005). [11]
Судоходство осуществляется только по Дунаю. Существует три порта для обслуживания грузовых судов: Братислава, Комарно, Стурово.Универсальный перевалочный порт Братислава расположен на реке Дунай и является системой водных поверхностей, гидротехнических сооружений, терминалов для наземного транспорта и объектов технической инфраструктуры. Порт Комарно является узлом водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Техническое оборудование и географическое положение делают его оптимальной точкой для перевалки насыпных грузов, особенно сельскохозяйственных. [22]
6 международных аэропортов Словакии обслуживают как пассажирские, так и грузовые рейсы: аэропорт М.Р. Штефаник Братиславы, аэропорт Косице, аэропорт Попрад-Татры, аэропорт Слиач, аэропорт Пиштани и аэропорт Жилина. Так как потенциал словацких аэропортов полностью пока не используется, регулярные и нерегулярные рейсы из Словакии в Европу и другие части света обслуживает и аэропорт Швехат Вена, который расположен всего в 50 км от Братиславы. Кроме того, сообщение осуществляется через международный аэропорт Будапешта; его от Братиславы отделяют 250 км. Возможно сообщение через аэропорт Ружине в Праге, который соединен регулярными воздушными рейсами с Братиславой.
Еще по теме:
Рельеф. Климат
Рельеф. На территории Доминиканской Республики находятся высшая и низшая точки всей Вест-Индии. Рельеф острова Гаити имеет гористый характер, хребты и грубокие долины ориентированы преимущественно с северо-запада на юго-восток. В центральной части страны располагается сложенный кристаллическими пор ...
Контроль численности населения
В доказательство серьёзности своих намерений власти Китая ввели беспрецедентно жёсткие правила. Так, например, согласно Закону о народонаселении КНР, в случае смерти единственного ребёнка до достижения им 18 лет, его родители не имеют права как на рождение ещё одного ребёнка, так и на усыновление б ...
Факторы демографического развития
Демографический фактор наряду с социальным и национальным – основной фактор общественного развития. Демографическая ситуация в стране или регионе характеризуется несколькими процессами, соотношение которых определяет численность населения. На нее влияет общий процент, который складывается из суммы ...