В каждом районном комплексе выделяются три группы отраслей производства. Ведущая роль принадлежит отраслям первой группы промышленности и сельского хозяйства, на которых экономические районы специализируются в общероссийском масштабе.
На основе наиболее благоприятных экономических и природных условий данного экономического района в этих отраслях достигается более высокая производительность труда при одинаковом уровне научно-технического прогресса с другими районами.
Вторая группа - отрасли специализации, как правило, определяют уровень развития производительных сил экономического района, структуру его хозяйства и занятость населения. В прямой зависимости от отраслей специализации находится группа сопряженных с ними отраслей производства. Разумеется, это не означает, что в каждом экономическом районе должен быть представлен весь круг отраслей, необходимых для развития первой группы, особенно для таких отраслей, как автостроение, тракторостроение, электронная, приборостроительная промышленность и робототехника, где рационально межрайонное кооперирование. К третьей группе относятся обслуживающие отрасли, которые производят продукцию местного потребления, используя в основном внутрирайонные ресурсы.
Все три группы отраслей производства взаимосвязаны в хозяйственных комплексах экономических районов, и их соотношение изменяется в зависимости от уровня развития производительных сил. Каждому уровню развития присущи свои оптимальные пропорции между этими тремя группами отраслей. Появление диспропорций между ними ведет к потерям, замедлению темпов развития хозяйства, недостаточному использованию трудовых ресурсов в экономических районах.
В ходе развития производительных сил усиливаются межрайонные экономические связи. Разделение труда приводит к росту экономического потенциала отдельных экономических районов. Например, если в 1965 г. Западно-Сибирский экономический район производил 6,5% промышленной продукции России, то в 2000 г. -14,7%.
Следует отметить, что существуют большие различия в развитии производительных сил Западной (Европейской) и Восточной (Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) экономических зон. Западная зона сосредоточивает 80% обрабатывающей промышленности, а Восточная зона - 63% добывающей промышленности. В Западной зоне находятся крупнейшие научно-технические центры.
Отсюда следует, что в европейской части России имеются благоприятные условия для расширения промышленного производства на действующих предприятиях путем их технического перевооружения и увеличения их производственных мощностей. Выпуск продукции может быть увеличен при минимальных капитальных вложениях. Существующая специализация экономических районов Европейской зоны не претерпит значительных изменений. Роль этой зоны должна повышаться за счет преимущественного развития машиностроения, атомной энергетики и других отраслей промышленности, которые определят технический прогресс во всем народном хозяйстве России.
Рост производства европейских районов должен происходить исключительно за счет повышения производительности труда и при относительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнергии, сырья, материалов и воды. Не следует допускать размещения новых и расширения действующих энерго- и водоемких производств. Новые предприятия здесь нужно создавать лишь в целях осуществления прогрессивных структурных сдвигов и ликвидации существенных диспропорций. Это дает возможность стабилизировать напряженный топливно-энергетический баланс. В настоящее время из Восточной зоны в европейскую часть ежегодно поставляется почти 1 млрд. т условного топлива.
В настоящее время и в перспективе усиливается влияние Восточной зоны на экономическое и социальное развитие страны в результате использования угольных, нефтяных, газовых, лесных и других ресурсов, а также преимущественного развития энергоемких и водоемких производств обрабатывающей промышленности.
В Восточной зоне особое внимание необходимо обратить на размещение машиностроения. Межрайонные экономические связи машиностроительной промышленности Восточных районов вскрывают диспропорцию в ее размещении. Межрайонные экономические связи Сибири и Дальнего Востока имеют сбои особенности. Если для Европейской зоны присущ обмен грузами в основном внутри своей зоны, то для восточной районов, наоборот, характерен обмен главным образом с районами другой зоны. Так, например, в общем вывозе продукции машиностроения европейских районов поставки за пределы своей зоны составляют 18%, а ввоз из другой зоны - 25% суммарного ввоза.
Еще по теме:
Растительный мир
Растительный мир Беларуси включает около 12 тысяч видов растений и грибов. На данный период на национальном уровне охраняется 214 видов растений, включенных во второе издание Красной книги Республики Беларусь. Полезными свойствами для использования в народном хозяйстве обладают более 500 видов раст ...
Животный мир
Фауна Канадского Арктического архипелага небогата видами, однако общая численность животных здесь довольно велика. Наиболее характерные обитатели этих районов: северный олень (Rangifer arcticus), белый медведь (Thalarctos maritimus), песец (Alopex arcticus), несколько видов леммингов (Lemmus trimuc ...
Авиационная транспортная сеть России
Как ни странно, но в области воздушного транспорта в России ситуация обстоит, пожалуй, не намного лучше, чем с автомобильными коммуникациями. Например, по числу аэропортов Россия отстает от США в 13,7 раз; транзитные узлы в стране вообще отсутствуют, что делает всю воздушную транспортную сеть низко ...