Кроме того, во многих странах действует система приоритетов, строящаяся по признаку национально-географической принадлежности трудящихся мигрантов. Например, по ирландскому законодательству лица, родившиеся в Великобритании, имеют те же права, что и граждане Ирландии, им не требуется получать разрешение на трудоустройство в стране. В Германии принято постановление, обязывающее принимать на работу в первую очередь граждан государств, входящих в ЕС.
Опыт России в регулировании миграционных процессов, показывает, что решение проблем переселения возможно лишь при организующей роли государства. Именно государство способно регулировать направления и объемы миграционных потоков и минимизировать элементы стихийности в этих процессах.
Практика государственного регулирования в России имела глубокие исторические корни и разработанную применительно к конкретным историческим и социально-экономическим условиям страны теоретическую базу. Однако методы регулирования миграции населения, которые использовались в условиях плановой социалистической экономики, административно-командной системы управления, после распада СССР, в условиях перехода к рыночным отношениям оказались малоэффективными.
Стихийное развитие миграционных процессов настоятельно потребовало выработки миграционной политики, адекватной сложившейся ситуации, механизмов её реализации. В настоящее время миграционная политика в России не решает большинство проблем, связанных с миграцией. Механизм отбора мигрантов не отлажен, недостаточно контролируются иммиграционные процессы, и отслеживается нелегальная иммиграция, нет четкой системы регулирования количественных и качественных параметров оттока населения за рубеж, тем самым не уделяется должного внимания сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала страны. Причины этого кроются в том, что мониторингу и изучению миграционных процессов на территории страны уделяется незаслуженно мало внимания.
Таким образом, необходимостью регулирования последствий воздействия миграции на развитие территории вызвана потребность в её оценке, которая осуществляется с помощью определенной системы показателей. Выбор используемых при оценке показателей зависит от изучаемого вида миграции и поставленных целей. Базой для анализа являются абсолютные показатели, в то время как относительные более информативны, так как характеризуют миграцию относительно тех или иных характеристик населения и территории. Для выявления существующих тенденций и закономерностей важно посмотреть так же динамику этих показателей. Расчет производится на основе данных переписей населения, текущей и ведомственной статистики. Сопоставление результатов оценки миграционных процессов с показателями развития территории позволит определить характер влияния миграции на экономическое положение и социальную обстановку, выявить проблемы и трудности и выработать комплекс мер по их устранению.
Оптимистических прогнозов вообще нет. В качестве оптимистических можно представлять те прогнозы, которые называются средними. Так вот, после переписи, Госкомстат немножко поднял планку перспективной численности населения. Он дает прогноз по среднему варианту, по тому, который предполагает миграционный прирост примерно по полмиллиона в год, — чего мы не имели с 80-х годов или с 1995 года, — в этом случае наше население к 2026 году составит 137 миллионов человек. Вот такой порядок сокращения. Раньше, до переписи, Госкомстат давал эту цифру на 2016 год. То есть он на десять лет пролонгировал спад населения.
Но, на самом деле, это не играет существенной роли. Совершенно однозначный прогноз касается трудоспособного населения. Оно уже все в наличии, родилось — те люди, которые будут в перспективе вступать в трудоспособный возраст. Так вот, после 2006 года, с 2007 года у нас начинается убыль трудоспособных контингентов. Если рождаемость начала падать 20 лет назад, то теперь, когда детки доросли, будет наблюдаться спад в трудоспособном населении. Выходить на пенсию будут люди, которые родились тогда, когда рождаемость была высокой, их много. А вступает в трудоспособный возраст малочисленная молодежь. Поэтому контингент работающих в целом сокращается. В ходе первого этапа, примерно до 2009 года, сокращение будет малозаметным — на 100 тысяч в год. Но затем начинается обвал, сокращение по миллиону в год. Очень тяжелым будет пятилетие с 2015 по 2020 год, когда сокращение будет составлять 1,5 миллиона человек в год. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что самым дефицитным ресурсом страны в ближайшей перспективе будет труд. Не нефть, не газ, не деньги — труд, особенно квалифицированный. [41].
Еще по теме:
Растительность и животный мир
Шри-Ланка располагает богатой природой и пышной тропической растительностью, чему способствует высокий уровень влажности. На юго-западе произрастают густые многоярусные леса, состоящие из сотен видов деревьев с висячими воздушными и стоячими досковидными корнями. Это саговники, терминалии, смоковни ...
Особенности отраслевой организации тяжелого машиностроения
Технико-экономические особенности размещения отдельных отраслей тяжелого машиностроения и их учет — необходимые требования при экономическом обосновании географического размещения отраслей и отдельных предприятий. Несмотря на множество факторов, влияющих на размещение машиностроительных предприятий ...
Горнодобывающая промышленность и экология
Наибольшее потребление энергии и ущерб окружающей среде связаны с добычей полезных ископаемых, очистки и выплавки металлов. Вторичное использование минералов, которые уже были добыты и переработаны и многократно побывали в обращении в экономике, исключило бы ущерб, то большую его часть. Например, п ...